Павел Астахов (techwork) wrote,
Павел Астахов
techwork

Categories:

О стилягах и фарце

Тут интересно то что словом стиляги называются две абсолютно разные субкультуры. И наоборот фарцу часто путают со спекуляцией вообще.И не отделяют цеховиков от фарцы.
Это слово пытались переводить на английский но как только его не переводят. И на самом деле тут есть один момент который можно понять разобрав историю.

В 1943 году в СССР попали два фильма - Серенада Солнечной Долины и Сестра его дворецкого. СССР тогда зависил от ленд лиза и поэтому было сделано послабление а так же некоторые антуражные мимикрии.

Дальше в 1945 приехали с фронта с трофеями военные. Там было много европейской одежды. Но в целом деловая одежда от советской не отичалась но вот повседневная уже были отличия. Однако до стиляг было далеко - пока на рынка продавались шерстянные костюмы . престижные польта. А пацанам которым понравились те два фильма было 15-17 лет. На фронт они не попали а красивая американская жизнь в кино разительно отличалась от окружения.

14 августа 1946 начали обратно закручивать гайки - США уже был никто а быдло должно быть в стойле , таков подход совка к подданому быдлу.

По началу гайки крутились хорошо 28 марта 1947 были созданы Суды Чести задача которых была искоренять западное влияние которое накопилось в войну НО где то к концу 1947 началу 1948 этому всему особенно на фоне голода во многих районах СССР - обратному закручиванию гаек начали сопротивлятся. Каждый как мог и кто то одеваясь нарочито по американски как в это кино или в культуре Zoot suit которая ассоцировалась с джазом который в совке был символом свободы которую дали при сотрудничестве с американцами. А оно и до войны было активное и большое. Индустриализация сделана американскими инженерами - русских инженеров большинство к тому времени было казнено. Остались принеси-подай которых записывали в инженеры да шарашки - тюремные КБ. Было немного ещё тех кто как Кошкин мог допилить американскую конструкцию. Т-34 нихера не советский танк это допиленный Кристи.

10 марта 1949 их заметили и дали им название Стиляги в журнале Крокодил. Ну просто Zoot Siut а как это перевести ?
https://en.wikipedia.org/wiki/Zoot_suit
Так же они начали танцевать подобие Линди Хоп
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8-%D1%85%D0%BE%D0%BF
Конечно не на самом деле а то как это кто то услышал. Плюс там оказывался даже древний чарльстон и прочие осколки дореволючионных танцев и танцев до 1922 года. Т.е. пока были белые.

Это совпало с тем что Израиль послал нахер совок и началась борьба с космополитизмом - а по факту - ах вы нас послали тогда мы вам сионистам покажем. При чём показывали старые бундовцы со стажем. Евреи антисионисты - которые давно уже вытерли ноги об традиционную синагогу. Итог - в терминах этих первых Стиляг было огромное количество идиша - как собственно и во всем криминальном советском жаргоне построенном на идиш. Собственно от туда и одесское словечко фарца и как бы кто не говорил что это типа искажённое "for sale" ца туда никак не запихнёшь. Словечко таки одесское. Так называли тех кто обеспечивал их иностранными и под иностранные шмотками ( тоже привет шолом шмоткес) . При этом спекулянты тогда это другие - это те кто например ворованным хлебом торговал, или дефицитной колбасой, да дефицит возник не в 1970е он был весь мериод существования СССР. просто слово не использовалось. Спекулянты это вообще тот кто купил или украл подешевле а продал по дороже. Они к субкультуре стиляг тогда не имели никакого отношения. Напротив те кто делал ботинки на манной каше - а делать их начали как раз в 1947 когда оргиналы поизносились да и их было не много. Например американский армейский ботинок. Один из вариантов. Ну и оригиналов на бунтарей не достать было зачастую. Так вот те кто делал - эти евреи сапожники не были не цеховиками не спекулянтами - а фарцой были потому что зарабатывали на этом хорошие деньги.

Это продолжалось до 1953. Это было очень узкое сообщество полуподпольное и были они скорее просто подражателями представлений о американцах. Но какой то окраски западной субкультуры не носили. Часто даже музыку западную не слушали а просто одевались на " американский манер" и кто это ? А вот эти 15-17 стали 20-25 лет. они начали зарабатывать какие то деньги что бы всё это купить. тогда же появились пластинки на рентгеновских снимках. тогда в СССР ещё не было катушечным магнитофонов доступных хотя бы в теории народу а было много притащенных из Европы проигрывателей пластинок. Ещё старых на 78 оборотов. Никто никогда не узнает когда появилась первая пластинка на рентгеновском снимке. можно лишь попытаться вычислить год. Для записи явно использовались трофейные фонографы. И их было много. В 1950 году в Москве они уже были. В 1947 было ещё много привезённых пластинок и не было борьбы с космополитизмом. Следовательно это явление скореевсего возникло вместе со первыми стилягами в 1948 году. Как и другие атрибуты субкультуры. На одну сторон писалась одна мелодия 3-4 минуты.

1953 переломный по многим причинам - умер Сталин - настоящая не мифическая маленковская оттепель. Суды Чести перестали давить всех и вся. Шмотки за 8 лет износились, начались латки и пошивка по мотивам. А мотивы эти зачастую чернобелые фото где не видно цвета - и в тиоже время вокруг много серости. Стандартной советской одежды. С плохими не яркими красителями. И в тоже время частники химики начали думать как сделать тот или иной цвет и сфарцевать. И делали красители которых в СССР в масспродукции не было. В тож время в США 1953 это год возникновения Рокабилли, и Рок-н-Ролла. И вот тут появились те стиляги из кино 2008 года. Они не имели ничего общего со стилягами 1947-1953 года. Но переняли от них очень многое - ботинки на пористой основе "манной каше", идишь терминологию, музыку на костях. В тоже время костюм изменился и стал подражанием рокабилли. И никого иного. Советская идеология особо не старалась в них разбираться поэтому и не заметила смены субкультуры, тем более что она прошла не одномоментно и закончилась в 1957. Когда в ходе фестиваля молодёжи стиляги получили образец современной культуры. И стали самыми обычными рокабилли. Это совпало и с появлением Днепра-9. Тем не мене денег на него пока что у многих не было. Катушечник 1956-1961 это и дорого и вообще зачем пока работает патефон из Германии привезённый отцом бесплатно. Он слушает там то что выпускает совесткий пластинпром а сын то что на костях.

1957-1960 это пик стиляг - это настоящие рокабилли, хотя местами и остаются колхозные дураки но не в Москве.Ленинграде и нескольких других городах где они вообще более менее есть. Не до фантазировать за пределами привелегированных городов их не было так как всё это стоило денег и простому парню и глубинки было не по карману. Он то на польто обычное три зарплаты копил полностью. А уж на это ....

и в тоже время это пик хрущёвского закручивания гаек апофеоз которого Новочеркасский расстрел рабочих. О какой то "оттепели" в этот период только шакалы скулят - рождественский ? вознесенский ? и что же такого вольнодумного в их говнобреде ? Сплошное пустобрехство и словоблудие. Физики-Лирики это обычная совковая разводилка для лоха. Идеологическая чушь. А вот сроки, карательная психиатрия, высылки, вот это реальность. Пуля рабочему вместо масла это реальность. А остальное Гагарин ? Как там в фильме Фарца правильно сказано - ты что ли полетел ? а ну да вся страна же полетела - только Гагарин вернулся. И это единственное правильное отношение ко всему этому пропагандисткому мусору. Чем гордится ? В США астронавты на пар лет позднее так зато доходы и счоответсвенно уровень жизни в десять раз выше. И не надо быть падалью и вором что бы хорошо жить. По настоящему хорошо а не типа в сравнении с колхозником который тогда ещё за трудодень впахивает и паспорта не имеет.

1961 знаменателен не столько Гагариным , сколь тем что бобинники нормальные наконец то стали доступны по карману хотя писал уже о каких цифрах речь - но относительно доступны плюс их достать можно и плёнку к ним достать можно. И тут же кости уходят в прошлое. В фильме Фарца показывают как они на костях как на какой то новинке зарабатывают в 1961 - афтор ошибся на 7 лет. 1954 вот тогда да - как раз пошли элвисы рокабилли и первых полудурков типа стиляг сменили полноценные рокабили. Ну в основном потоке. Т.е. полноценная американская культура хотя и с фриковыми по расцветке прикидами. Впрочем сценические костюмы у рокабилли исполнителей иногда бывали и похожих кроев и цветов. Т.е. иногда совпадало иногда нет.

Естественно бобину за 8 рублей на которой было качество пластинки например за 40 рублей никак нельзя было сравнить с костями которые после 50 прокруток выкидывать. А дефекты появлялись уже после первых прогонов. Облегчали тонары но и это не помогало - тогда звук ездил. Когда как на бобине звук искажался немного только к концу ленты. Собственно почему 18 был популярнее 15. Что бы запас оставался пустой.

А были ли кости на 33 ? тут сложно - всё дело в том что проигрватели на 33 в СССР начали продавать в том же 1956 и стоили они точно как Днепр-9. были они мало у кого. Плюс что бы писать их нужен был новый фонограф который мог привезти только инработник. И если на 78 привёз папа из Германии то 33 надо было покупать. И если в США в 1956 началась золотая эпоха винила которая продлилась то 1984 примерно года когда их заменил CD то в СССР она НЕ началась. Ибо денег нет. А в 1961 началась эпоха бобины. которая во многих регионах СССР закончилась с СССР.

А фарца ? а фарца их тихарное начало это еврейский гешефт 1948 год. А громогласное 1957 фестиваль молодёжи. Но аудиофарца громогласна начала с 1953 смерти Сталина. Просто достать одну пластинку и накатать тысячу копий на кости было намного проще чем тысячу западных одежд. И стоила кость 50 рублей что 5 1961. А за сколько продавать западное которое ещё и не достать ? И кому ? Стиляги они не совсем западное и поэтому они шили себе своё сами или заказывая у кого надо в ателье. В театральных мастерских левак. И да таки они тоже активно участвоваи от того и идиш. А вот в 1957 началась классическая фарца - иностранные, не старые а новые шмотки, купи продай, валютные спекуляции. И тут что кино что реальность - одно. только опять таки ошибка на 4 года.

Вообще фарца это

1948-1952 чисто идиш еврейский гешефт - где то там где не видно, и он постепенно угасает
1953-1956 это начало плюс к этому аудиофарцы более широкой, а не где то совсем украдкой.
1957-1960 Золотая Эпоха Рокабилли и на Западе и в СССР , масштабы в СССР по меньше существено - ок 80 тысяч человек в движе. В основном в столицах но есть и в Прибалтике и в Киеве и в Минске что собственно тоже столицы союзных республик. Не знаю были ли они в Кишинёве. Ибо влияние на Прибалтику было явно из Польши. Как и в Киеве и Минске. А дальше не доходило. Я слышал что они были в Новосибирском академгородке. Но были ли реально - точно не знаю. Естественно за пределами этих развитых никто ничего о них толком не знал. И даже Владивосток тогда живёт под музыку Александрова. Соответсвенно и фарцы там нет. Моряки загранплавания есть - но культуры продажи западного товара из под полы нет. А В МСК есть и валютные спекулянты уже. Но они пока занимаются только этим - копя миллионы как Корейка.
1961-1964 - фарцу нещадно давят как и стиляг особенно после выставки авангардистов и реакции Хрущёва в декабре 1962, явление возвращается к 1952 году когда фарца была на минимуме.
1965-1966 она начинает восстанавливаться после разгрома и фарцы и стиляг в 1963 году.
1967-1969 она замирает на уровне своего пика 1957-1960 только вместо стиляг уже хиппи и битломаны котрых ещё не так много. Но уже как стиляг в их пик 1957-1960.
1970 начинается та самая косыгинская реформа провалена и начинается классическая советская фарца полным ходом. Подключается Владивосток который уже начинает тащить всё из Японии. Уже это хотят купить не только узкие субкультуры которых во Владивостоке нет. А простые рабочие поднакопившие деньжат - ибо японское уже лучше советского на порядок. Первая субкудьтура которая появится во Владивостоке это https://ru.wikipedia.org/wiki/Creedence_Clearwater_Revival их фанаты. Калифонийский рок из Сан-Франциско. Она как раз тогда появляется. Копейка, Дублёнка, Шапка из песца, джинсы, блок Мальборо или Кэмэл, солнцезащитные очки "лопасти" без рамки, термос который фирмы термос, японский сначала бобинник но уже через пару лет касетник, японские рубашки с принтами, гавайские рубашки, вельветовый пиджак, кожанная куртка и летом бриджи и эта группа из магнитофона а уж тем более на пластинке. Это значит что человек добился всего что надо в 1970 году.
Нет не Битлз - Битломаны там появятся позднее где то в 1975 году когда дойдёт волна из Москвы. Так в 1970 подключается и восток страны. То что творится в Закавказье с разрешением от властей делать всё что угодно и круговой порукой - это вообще охренет. Италия отдохни. Там полноценная горская мафия. Контрабанда из Турции и поначалу Ирана до аятол достигает запредельных масштабов. И Им можно - Кремль разрешает.
Ну а дальше 1970-1991 всё прекрасно описано. Ничего нельзя купить но всё можно достать.

При этом спекулянт продававший колбасу или икру из под полы не был фарцой, тот урод который шурику продаёт дефицитный транзистор, но наш отечественный НЕ фарца. И тогда это чётко разделяли. Фарца торгует импортным. От сюда и вторая но ложная версия про Форсейл. Спекулянт же торгует не импортным. Вот тот моряк что привёз видак купленный за 700 баксов а продал за 5 тыров он фарца , даже если он просто в комиссионку сдал. А вот тот директор ресторана что 10 кило черной икры провёл за госцену а продал в два дорога - он не фарца он спекулянт. Даже если он подал её на стол в этом же ресторане. На свадьбу грузина.

Ну и а где финал стиляг ? Финал их 1964 сменился правитель и поменялось всё. перестали так душить. Многое западное начало проникать. Битлз вообще в 1967 стали полулегальными прогрессивными отчасти из-за борьбы против войны во Вьетнаме и защиту прав черных в Америке. Мартин Лютер Кинг. Мелодия даже выпускала пластинки с Битлз. Хотя ещё пока правил Хрущ всего несколько лет назад их дерьмом поливали и фельетоны про жучков писали.

А когда перестали душить очень быстро и битломания а ещё раньше хиппи 1965 - они же говорили то что говорил Ганди, почитали Ганди. А тогда Индия бхай бхай. Да и вообще хиппи ведь это ни кто иные как анархо-коммунисты. Да помешанные на мистицизме но и это совковому руководству было не чуждо. Особенно чекистам и не даром хиппи находят свои корни в толстовщине и Льве Толстом. Это не случайность.

Так что в 1964 году стиляги кончились. Собственно как и рокабилли в США. Вторые стиляги ими и были. Ну в меру сил. Так и в ФРГ аналог Рокабилли тоже имел свою окраску. Что бы было понятно это как байкеры и босодзоку. Сразу видно что разные из-за большого расстояния культур. А тут культуры ближе и что бы понять что разные надо покопаться.

Честно говоря уже 1961-1964 стиляг становится мало - и смена поколений, и давление власти.

Много мало - скока ?

Это не так и сложно оценить. Первых стиляг было около 10 тысяч человек на всю страну всех стилей направлений, те кто носит и те кто слушает, те кто кривляется и те к то знает как танцевать тот или иной американский танец. Тех кто с ними работает и на них зарабатывает. Стиляжили многие год два и бросали. Т.е. масштаб страна в 200 миллионов а всего 5 тысяч к 1953 весь движ, если суммарно с пришёл ушёл ну 20 тысяч побывали. 1 тысячная процента.

Вторых стиляг было сначала около 3 тысяч из остатка 5 тысяч к ним сразу перетекло 2 тысячи. Остальные в течении пары лет бросили.

В 1956 рокабилли-стиляг было около 15 тысяч одномоментно. Фестиваль дал толчок до 80 тысяч человек.

Но это было на пару лет потом движ начал спадать В 1961 уже осталось 40 тысяч. 1962 20 тысяч 1963 5 тысяч и те попрятались после разгрома авангардистов в декабре 1962. В 1963-1964 их не было не слышно не видно. Мало кто отваживался открыто и тут же получал наказание. Когда хруща нахер, за полгода неформалы оклемались поняли что их не будут галопередолить и сажать. Но тут 1965 год. Хиппи, Битлз, Катушечники хорошие и относительно доступные записи за 8 р которые можно слушать сколько захочешь - плёнка не портится (конечно если тысячу раз испортится но после костей которые и плыли и портились это было чудо) и вот тут началось. Фарца быстро заметила у хиппи джинсы и поехали джинсы. Аудиопиратство стало очень лёгким и прибыльным. И проигрыватель и катушечник продавались в свободной продаже. Советские не за валюту, а я уже говорил что такое валюта в СССР. Как сложно было достать. Бралась за 10 долларов, а по началу 8 даже порой пластинка за бугром привозилась сюда и с неё снимали тыщу копий, 5 тысяч рублей чистого навара. Авто 412 москвич. А потом и копейка которая поначалу Fiat 124 Ну спекуль цена в два раза что бы именно итальянца - ну 2 тысячи копий.

Плюс пошёл движ. В 1967 реабилитировали твист, часть культуры рокабилли. Да в мире это устарело, но в совке официальная реабилитация открыла дорогу и многому смешному в массы. Неформалов к 1975 году было уже под миллион человек и не только молодёжь. Неформальная жизнь перестала заканчиваться по часам. Любой возраст. А это уже 0,4% населения страны. Это уже рынок.

Плюс это перестало быть региональным опять таки из-за простой арифметики. Бобинник шлаковый бу можно было купить даже за 50 рублей. Бобину №15 на половинной скорости с записью например криданс клир ватер ( 1 час) за 8 рублей. 8800 за то на чём слушать 1408 что слушать. Да это был не аудиофильский но хороший ламповый - в натуре ламповый :) звук. Что для Криданса только плюс.

Ну а с 1979 массово по союзу пошли и касетники. И тут вообще не проблема скопировать.

Параллельно с этим только в городах где были очень богатые люди продавали пластинки. Но не для простого народа. А для аудиофилов с деньгами. Часто там в обороте были уже отписанные диски. Поэтому их всегда разглядывали чтобы не было запилов которые возникали при отписке.

Но когда показывают в той же обратной стороне луны рабочего грузчика у которого десяток с гаком пластинок западных ... это рублей 500 а если он пинкфлоид будет то и вся тысяча. А грузчик ну 60-80 рублей. Если в край убиться на разгрузке вагонов по сделке ну 120-150 рублей. Ну кочегар тоже . Не клеится сюжет что он только дембельнулся - деньги он просто не успеет заработать. Да и что это за пристрастие к аудиофильству. Дембель купил бы если бы в 1979 весной дембельнулся из ЗГВ то он бы купил Соната 201 стерео за 300 р и накупил бы к ней кассет. Как все нормальные грузчики и делали. А пластинка если бы и было то одна две не больше. Что бы переписать и отбить деку. Ну и просто если любимая группа. Потому что на патефоне мама кобзона за два рубля слушает пугачёву и в постоянное пользование его ему бы не дали.

И вообще вся фарца именно фарца связана с субкультурами направленными на Запад и изначально это очень маленькие сообщества. Говорить о фарце до Брежнева как о серьёзном явлении нельзя. Так как не было кому продавать. А стиляг что Зотов с их штраймельными замашками 1948-1953 что рокабилли 1953-1963 было очень мало в масштабах страны. И та же фарца японскими магнитофонами не могла появится пока не было большого количество магнитофонов и культуры их использования. А ни для чего другого кроме как нелегальное копирование песен магнитофоны были и не пригодны, тот кто их в массы двинул понимал что он делает. Советскому человеку было достаточно того что выпускала Мелодия. Стоило 2-3 рубля самое дорогое типа концерта духовной музыки или рокопера 5,8р на двух пластинках, на нелегальщину пластиночную у него не было денег. А вот плёнка и создала весь андеграунд. При чём сначала это был не он а кто ? Галич и Высоцкий. Гешефт вова начал делать в 1964 и на бобинах. Гешефт пошёл хорошо и до сих пор старые пердуны у которых весь могз вытек любят этот мусор совковый, с его псевдофилософией - да у кипеловского бреда от пушкиной и то больше смысла или у ддт с бредом ниочём в стиле поэтов шестидесятников. Хотя всё это фигня.

В общем какая всё это гадость . Понятно почему в мою память с хорошими эмоциями запало не это дерьмо а японский ситипоп с касет из комплекта плеера UNIX . Я помню тогда решил разобрать о чём поют и выяснилось потом что в их песнях смысла было больше чем во всём что было популярно в совке. Поэзия была. Описание погоды грусти переживаний и надежды. А не псевдорусское алкогольное раздирание рубашки морфинистом евреем на себе или блеяние рокеров ни о чём но типа тяжелой судьбе - в чём она у тебя тяжёлая сука - в том что ты на мерседесе или кадилаке в совке катаешься? Тьфу блядь. В японской же песне богатый не прикидывался бедным, счастливый - несчастным, не рвал рубашек, а просто красиво описывал сюжет - пел не о себе, а о персонаже и указывал его, а не натягивал маску или о природе - описывал её связанно и красиво, и логично. А не "стреляет солнце пистолетом разрывая " без это пидарастической маяковщины.

Да и откуда миф о том что в СССР отставали от западных веяний. Он от того что я описал с Владивостоком - распространение культур было не равномерно. Где то в год в год - Москва например. Но не для всех а для субкультуры - а те кто за ней а таких 99% ну потом 96% были вообще не в курсах что там в ней. Поэтому было два СССР один неформальный а другой формальный. И тот который неформальный шёл в ногу. Зут и Линди Хоп всего на пять лет остаёт от пика популярности в США. Рокабилли полностью совпадают от начала и до конца на Западе - задержка появления нового альбома была месяц. Если не очень популярный кто то - пол года максимум. Битломания началась в 1967, а в мире в 1964. Хиппи и Нью Эйдж в 1965 как и в мире. Калифонрнийский ранний рок опоздал всего на 5 лет. При этом от пика популярности на Западе всего на один год. Да не все тренды ухватывались и те же панки появились гораздо позднее чем на Западе 10 лет. Но в целом никакой культурной разницы людей из неформалов в СССР и в США не было с самого начала.

А вот остальные Они Битлз услышали массово в 1974, а слушать начали в 1986. А вот Аббу услышали когда они были как и Бони М и итальянцев. а всё просто - что нравилось партийному руководству то и слушал весь народ. Или давай в неформалы. Это действительно забавно когда группа становится массово популярна через 15 лет после распада. Когда на западе её слушают только преданнейшие фанаты.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment