Павел Астахов (techwork) wrote,
Павел Астахов
techwork

Вопрос сисек

Хан хесок доказывает что якобы ханбок с открытой грудью это признак рождения сына.
Однако вся его писанина своидится к тому - это так потому что это так.
Но заглянем в историю сисек сравнительным методом и историческими окнами.
Что мы видим.
Имджинская война - чосонот ( а именно это правильное название того костюма потому что государство было не Тхеханмингук а Чосон как и сейчас КНДР это тоже Чосон 3.)
так вот чосонот был нормальной длины, чхима (юбка) носилась ниже. Чогори блузка была унисекс и длинная. Мужчины с ней одевали паджи (штаны),а женщины задирали юбку выше уровня беременного живота. В принципе широкий сарафанный крой у всех народов мира имеет ту же самую функцию - не мешать развитию плода и его естественному выходу когда придёт время. Но не выше как в современных ханбоках "с уровня груди".
Укорочение женского варианта этой унисекс запашной рубахи было вызвано вовсе не экономией ткани.
Так что в 1600 году чосонот был закрыт. А вот когда он точно был открыт Син Юнбок в 1780х рисует уже только открытые чосоноты с торчащей грудью.
Так что окно 1600-1780. При этом в его картинах его носят женщины лет 50. А следовательно введено это было не позднее 1750 года.
А дальше достаточно посмотреть на японские источники.
1635 закрывается Япония. Но ничего о новых веяних в Корее нет.
В этоже время маньчжурское вторжение и Цин становится новым влдельцем Кореи. Но и там ничего не описано по поводу необычности костюма - а для китайцев и манчжур это очень не обычный костюм.
Русско-китайская война 1649-1689 и тоже ничего. Хотя корейцы участвуют в войне. А обычаи и внешний вид Дауров описаны очень точно.
Так что скорее всего до 1689 не было открытой груди. Иначе бы это было тут же описано у русских. Айны и те тогда описаны уже были.
Манчжуры и их бабы тоже описаны. А следовательно если что то подобное было, то только при дворе. И вот возникает вопрос а вообще - откуда эта "гениальная" идея то пришла ? Если посмотреть на окружение то нет никого кто мог бы их научить этому. Более того раз это пошло от Двора то значит это кто то авторитетный. Но в окружении нет кому бы быть с такими нравами. Однако есть кое где по дальше. Первое гонение на католичество в Корее было только Ёнджо в 1758 году. К этому времени католичество было уже довольно распространённой религией в Корее. Но правил он 1724 по 1776 год. То ёсть при нём открытый Ханбок уже был. Но кто его мог надоумить ? А вспомните как в 1696-1698 году в Царстве Русском появились платья с декольте как норма при дворе. Но дело в том что Пётр эти платья видел, и это было шоком для народа кстати. А корейцы лишь об декольте слышали. Также как и Кимчи появлась только благодаря европейцам. Так и чосонот с открытой грудью появился благодаря им же. Только имея смутное представление о том с какой стороны открывать грудь их правитель постановил открыть грудь так. Сначала придворным дамам. Потом также стали делать знатные, а за ними и не знатные. Пример кофе показывает что у корейцев эти процессы очень быстры. Даже у чосонцев. Так что открыть грудь это решение либо Ёнджо,либо Кёнджона (но он слишком мало правил всего 1720-1724 так что это маловерлоятно), либо Сукчона - что скорее всего. И естественно что к 1750 этот чосонот стал нормой. Почему Сукчон - он был реформатором, ввёл монеты например, много западных идей появилось тогда в обучении. Корея в 17 веке это страна которая по сути пытается сделать модернизацию. Но у неё ничего не выходит и в середине 18 века наступает реакция и запрет на всё западное. Кроме того что уже прижилось и объявлено чосонским исконно. Так что воровать историю корецам не в первой. И лишь в 19 веке после открытия страны ( совпавшим с открытием Японии) начинается что то типа модернизации, хотя и очень далёким от Японии взявшей петровский темп с места. В частности они занялись традиционным поиском Империи Покровителя. Что вылилось в то что они десять лет были нашей колонией. Но за эти 10 лет их элита они так многое переняла что до сих пор влияние чуствуется, а про Север и говорить не приходится. Культурное влияние СССР там просто запредельно. Потом они также попали под Японию. И вопреки легендам большинство, особенно элит были лояльными гражданами Империи. И даже борьба за независимость носила вполне себе протекторальный характер. Кто то ориентировался на СССР. Кто то на Китай. Кто то на США. Но все они говорили о том что им нужна Империя Покровитель, более подходящая чем Япония. При этом Идеи собственно независимости поддерживались очень и очень не многими. Если бы СССР сдела ставку не на Ким Сончжу, а на кого то другого например Ивана Пака то это была бы обычная 16 республика СССР и без вариантов.
Это всегда был самый западный из восточных народов, даже больше чем казахи и даже казанские татары, потому что не мусульмане, и гонения на христанство были не длительными и не очень то исполнялись. Конечно публично крест не носили, да и книжки западные перед стражей не выкладывали, но и только. Чёрный рынок был наполнен товарами с Запада которые поступали с Филлипин. Хотя это была элитарная контрабанда которую доставляли "японские" пираты и рюкюосцы, а лекарей лечивших по западным книгам считали опасными колдунами, но это было. В отличии от Японии где каждый год все были обязаны топтать иконы и были регулярные обыски на наличие западнных предметов, которые дозволялось хранить только синтоистким храмам под страхом смертной казни. И понимание этого позволяет понять и то откуда корейцы взяли такую стильную моду. Это всего лишь корейское представление о декольте.
И кстати именно благодаря японцам появился современный чосонот - они заставили всех закрыть грудь и красить одежду. Только в глухих деревнях их не послушали. Но закрывать грудь стали просто подняв юбку выше.
Так что корейские дырамы и фильмы которые показывают закрытую грудь в 17 веке не нарушают в этом исторической правды вплоть до 1680х годов. Они нарушают её в том что показывают современный ханбок а не чосонот того периода. С более низким расположением юбки и более большой - фактически юнисексовой блузки. Кстати эта более длинная блузка имела и практическую цель - она грела живот во время беременности. С отоплением особенно у крестьян тогда было совсем плохо. Это в корейских сказках в каждом доме тёплый пол Ондоль в каждом ханоке ("традиционном" доме под черепицей). В реальной жизни всё было дааалеко не всё так радужно. Большинство народа жило в соломенных мазанках. Точно таких же как и на Украине или где нибудь в Индии. Пол при этом не топился, а прокаливались кирпичи только в углу где спали. Часто вообще "по чёрному". Дрова уже в 16 века были очень дорогим удовольствием. А холодно таки было. Использовалась и низкая печка, к которой прижимались укрывшись чем придётся зимой. Ханок с ондолем это зажиточные и выше дома. Где был слуга который протапливал его для равномерности. Дома где была на углу для сна не соломенная циновка, а нормальный футон, а там где побогаче и китайские перины и кровати. (не европейские а ниже и зачастую каменные под которыми тоже протапливали). Так что не заморозить беременную особенно на севере была задача №1. Зима в Корее и сейчас - Сегодня в Сеуле -2 днём ок 0 , в Пхеньяне -4 днём -1, В Расоне -11 градусов. В общем ХОЛОДНО. А тогда ещё минус три градуса. И если у Расона дрова ещё были, то в районе Пхеньяна уже леса толком не было. В основном земли знати и дров оттуда не возмёшь. Поэтому топили и кизяком если таковой был. И всем чем могли. Но оставалось холодно. Поэтому этот дополнительный слой ткани на пояснице и животе был очень нужен.
Поступок с укорочением блузки был действительно жестоким на этом фоне. Но мода мода мода. И в результате 150 лет Корея ходила с открытой грудью.
Более того нет совершенно никаких подтверждений что это было как то связано с сыном. В тоже время еть фотофакты 19 века.
И они говорят - у девочек рубаха полная. Так что это означает что до менстуации девочки ходили в рубахе для мальчиков отличаясь только юбкой, которую они носили низко. Выше пупа, но низко.
Невеста на свадьбе одета в несколько рубах и грудь закрыта.
Однако гостьи с мужьями точно все с открытой грудью. ВСЕ.
В тож время и молодые девушки вероятно не замужние тоже с открытой грудью.
Есть фото где мама с дочкой пяти лет и грудь открыта. Есть фото где женщина кормит девочку грудью и у неё короткая блузка.
Так что если речь не идёт об очень раннем замужестве то открытие груди связано с готовностью вообще в принципе родить ребёнка и быть женщиной. Т.е. с началом менструального цикла. Либо как второй вариант - замужество что в то время означало и дефлорацию. С составом семьи это никак не связано. Открытая грудь в Корее с 18 по 20 век это аттрибут готовности к размножению. Кроме того есть записки русских которые указывают на то что открытая грудь была и у незамужних девушек "на выданьи". Правда они же высказывают и то что эти девушки легко охмурялись домом, парой десятин земли и парой коней у потенциального "жениха". Чем русские постоянно и пользовались. Благо такой дом с десятиной стоил 14 рублей 1898 году, а пару коней не проблема пригнать из Владика. Только корейцам не говорите, а то они вкатят иск как японцам :) "за осквернение наших дев". Но в целом такой подход кореянок понятен если вспомнить что и их миф основателя матриархальный. И то что потребности тогда у них были весьма скромные. А иностранец 180 см роста любой воспринимался как неписаный красавец, которого лишь бы захомутать. Да и век кореянки был не долог. Это сейчас косметика. А тогда в 30 лет уже совершенная старуха. В принципе по корейским обычаям 19 века, не смотря на открытую грудь, но если переспал и ты не дворянин которые откупается, то обязан жениться. Да и дворянин тоже обязан, но кто ему что скажет. Сразу выпорет, а то и уши отрежет или язык. Поэтому они и полагали что уступая такому иностранцу они делают себе партию. Но эти иностранцы были уже европейскими цинниками. И естественно вид молодой груди их возбуждал, но поледствия их не интерсовали. А что касается поледствий. Да конфуцианская мораль требовала самоубийства, но так поступали только китаянки и знать. А простой народ, купцы и мелкие дворяне смотрели на это гораздо проще. Если удавалось выдать хоть за чёрта лысого, но выдать, или хотя бы как то как наложницу оформить, до рождения ребёнка, то всё нормально. Папой признавался тот кореец и никаких проблем. Кстати это тоже след матриархата. Например в Японии левых детей мужик просто убивал и имел на это полное законное право. Но зато в Японии было нормой жениться на двоюродных и сводных сёстрах. А в Корее это было запрещено ещё монголами. Более того корейское "раведёнка с прицепом это Зло" это совсем не корейское. А японское. В Корее же чужие дети воспринимались как свои. Это в Японии до сих пор иногда для повторного брака женщины вынуждены оставлять своих детей родне или кому либо ещё. Ещё 30 лет назад это было вообще чуть ли не обязательное условие за редким исключением. То в Корее и дети мужа и дети жены считались до японцев детьми одной семьи. Это вообще не порицалось. Порицалась только измена и вне статусное заведение детей. так что конфуцианской Корею называть не верно. В тоже время и особенности женской одежды 18-19 века не делала их чем то уникальным или распущенным в вопросах морали. Да это страна с довольно мягкими нравами, не осуждающими какие то жизненые моменты столь радикально как соседи. Это несомненно общество с матриархальными нравами, лишь прикрытыми конфуцианским патернализмом. Но очень далёкая от суровости Китая и Японии. Но где то и наоборот - например Ёнджон когда узнал что его сын Садо гомосексуалист приказал его заковать в ящик и поставить на жару. Где тот через восемь дней умер. Японцам же было совершенно плевать на увлечение некоторых аристократов этим. Они полагали их просто дураками. Недомужчинами. Но если им нравится - то пуская пялят друг друга.
Но кстати именно жесточайшие запреты на гомосексуализм это признаки матриархального общества. Все императрицы которые брали власть крайне сурово расправлялись с пидерастами. Причина этого в общем то проста - женщины всегда отлично понимали на чём строится их власть над мужчинами. Они могли простить уход мужчины к другой, это завершалось часто возвратом. Но если мужчина ушёл к мужчине это полная потеря всякого влияния женщины на него. А женщины очень любят власть.
В тоже время - открытая таким образом грудь это наоборот следствие патреналистического влияния. Когда грудь так открыта то она быстро изнашивается и провисает. Женщина не может ухищряться подкладывая по пол кило всякого наполнителя чтобы сделать грудь больше. А у всех азаток размер груди проблема №1. Если бы не многочисленные запреты на грудные импланты в них бы ходила вся Азия. так что тот кто так сделал просто обязн быть под влиянием патрархального общества. И при этом общества где такое уже есть. Т.е. не Китай. При этом он должен уважать это общество - т.е. не полинезийцы с островов. Так что только Европа и никто иной. И только Сукчон и никто иной. и тогда это было только придворная норма - а русские видели только военных корейцев и их женщин. И не увидели там этой моды. Если сравнивать с Петром 1 до в массы европейская одежда ушла при Елизавете. т.е. через сорок лет. Корецы всё делают раза в два быстрее. Так что к 1724 открытая грудь уже была повсеместной нормой. Поэтому вполне естественно что на картине 1776 года мы видим её уже у старушки. 66 лет по тем временам это глубокая старость. Так что если видите кино про Корею с 1724 по 1896 и там у народа у баб на фоне не открытая грудь - значит это ХАЛТУРА и не исторично.
Если же говорить про Двор то там 1680-1894 года открытых сисек. При этом правда временами подобие корсета - нижнее полупрозрачное бельё под самую грудь.
Да и вообще если честно говорить то влияние запада в регионе очень сильно не дооценивают. Не даром переговоры о мире между Китаем и Россией вели иезуиты, полностью контролировавшие китайского императора. А в Корее есть все основания говорить о корейском барокко. То что корейцы представлют классикой Кореи всего лишь корейское барокко - адаптация западного. Те же парики качхе или шляпы гат Gat это всего лишь адаптация европейского женского барочного парика и голландской "рубенсовской" шляпы Hat. И не более того. А классические японские гейша это всего лишь японское прочтение фавориток и актрис в той же Европе. Хоритти всего лишь адаптация европейского мягкого корсета - который был ещё без вставок. Ладан в Корею привезли те же португальцы. Розовое масло доставляли и раньше и как не смешно из сирийской розы из Константинополя. Но это тоже мягко говоря тысячи километров. Кроме того в Японии уже найдено около десятка кладов с римскими монетами. Так что - много в мире взаимозависимого.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments